Иностранный агент — лицо, которое получило поддержку или находится под иностранным влиянием в иных формах и занимается политической деятельностью, ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, финансирует его или распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, участвует в их создании или финансирует распространение или создание таких материалов.
Действующее законодательство в силу размытости формулировок позволяет внести в реестр иностранных агентов практически кого угодно, в том числе адвокатов — адвокатская деятельность не подпадает под те виды деятельности, за которые лицо не может быть признано иностранным агентом (не является исключением).
Для признания человека иностранным агентом необходимо наличие одновременно двух условий:1. Лицо получало поддержку или находится под иностранным влиянием в другом виде.
2. Лицо занимается одним из видов «иноагентской» деятельности. То есть:
- осуществляет политическую деятельность;
- ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (или финансирует его);
- распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы или участвует в создании таких сообщений и материалов (или финансирует их создание или распространение).
Для адвоката это фактически означает, что:- Гонорар от иностранного доверителя может быть расценен как поддержка от иностранного источника;
- Обычная адвокатская деятельность может быть расценена как «иноагентская деятельность», а именно:
- направление обращений в государственные органы;
- сбор сведений о ходе и результатах рассмотрения сообщений о преступлениях и предварительного расследования, которые производятся следователями органов Федеральной службы безопасности и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
- общение со средствам массовой информации, признанным иностранными агентам, в рамках позиции защиты по просьбе доверителя.
То есть адвоката могут признать иностранным агентом за его адвокатскую деятельность.
Обязанности иностранного агента, которые имеют негативные последствия для адвокатской деятельности и для адвоката:
- раз в квартал сдавать отчет со сведениями об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученного от этих источников, в том числе о банковских счетах, которые используются для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их использования, о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников — нивелируется институт адвокатской тайны, потому что в этом отчете может быть информация о доверителях.
- обязанность учредить российское юридическое лицо — адвокат не может быть генеральным директором хозяйственного общества.
- маркировать материалы, производимые и распространяемые в связи с «иноагентской» деятельностью, специальной пометкой: Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом (наименование, фамилия, имя отчество (при наличии), содержащаяся в реестр иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащаяся в реестр иностранных агентов). Маркироваться должны в том числе материалы, которые направляются в органы публичной власти, связанные с осуществлением «иноагентской» деятельности. Также иностранный агент во избежание привлечения к ответственности должен маркировать те материалы, которые публикует в социальных сетях.
Ограничения:- Включение гражданина в реестр может являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне — то есть адвокат не сможет работать с делами, связанными с государственной тайной.
Ответственность:За невыполнение «обязанностей иностранного агента» — например, отсутствие маркировки «иноагента» в публикуемых в соцсетях материалах или непредставление ежеквартального отчета — предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Административная ответственность в 2022 году была предусмотрена ст. 19.34.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: например, за немаркировку материалов в социальных сетях или за неучреждение российского юридического лица привлекали по ч. 1 данной статьи (влекло наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей). Частью 2 этой же статьи была предусмотрена ответственность за повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 (влекло наложение административного штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей). Сейчас данная статья утратила силу, вместо нее появилась ст. 19.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с похожим содержанием, однако с более жесткой ответственностью.
Уголовная ответственность предусмотрена ст. 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: редакции 2022 и 2023 годов немного отличаются друг от друга.
В 2022-м действовала редакция, согласно которой уголовное дело могло быть возбуждено в отношении иностранного агента, который уже был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ и снова нарушил порядок деятельности иностранного агента — то есть, например, в третий раз опубликовал пост без маркировки, уже будучи дважды привлеченным к административной ответственности за аналогичные деяния (важно, чтобы второе деяние было квалифицировано по ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ). Данное преступление наказывалось лишением свободы на срок до двух лет.
Вступление в силу приговора по уголовной статье влечет за собой прекращение статуса адвоката, поскольку преступление считается умышленным (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).