Конституционный суд неоднократно указывал на особый статус взаимоотношений между адвокатом и его клиентом (Определение Конституционного Суда № 439-О от 8 ноября 2005 года), основной чертой которых является доверие. Для сохранения этой специфики государство со своей стороны должно обеспечивать невмешательство в институт адвокатской тайны, которая как раз охраняет информацию, ставшую известной адвокату в ходе работы по делу. В целях охраны адвокатской тайны в 2017 году в Уголовно-процессуальный кодекс РФ была введена ст. 450.1, регулирующая порядок производства обыска/ выемки/ осмотра в отношении адвоката. Согласно данной статье, обыск, осмотр и выемка в отношении адвоката могут быть проведены:
- только после возбуждения уголовного дела в отношении адвоката или привлечения его в качестве обвиняемого;
- только на основании судебного решения;
- в присутствии обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну, члена совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого производятся указанные следственные действия, или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты.
То есть адвокат является специальным субъектом, в отношении которого в специальном порядке проводятся следственные действия.